Татуйко Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» г. Томска
Святки главный праздник в крестьянском календаре. Сроки святочного цикла с 25 декабря по 19 января. Цикл включает языческие формы верования и христианские традиции.
Рассмотрим более подробно архаическую основу Святок. Большинство святочных обрядов связанны с языческими представлениями о рождении нового солнца в период зимнего солнцеворота. В представлении восточных славян в период «умирания старого солнца», границы между мирами Вселенной размываются и наступает состояние «временного хаоса», в котором человек должен осуществить ряд действий, направленных на обновление мира и восстановление пространственно- временных координат. [3]
Размытость границ в сознании наших предков позволяла вступать в диалогические отношения с иными мирами (высшими силами и душами предков, а также нечистыми духами). Таким образом, практически все обряды праздника направлены на прославление высших сил. Магического воздействия на силы природы и почитание культа предка. [2]
По мнению ряда исследователей, (Т. А. Зимина, А. Б. Островский, В. Пропп, И.И. Шангина) обряд колядования связан с культом усопших предков. Ряженные – души предков, которые в период святок «пришли» навестить своих потомков. [3]
Практика изменения внешнего вида колядующих (одежда вывернута на изнанку, маски) способствовала созданию иной реальности (все не так как в повседневной жизни). В сознании крестьян ряженные превращались на короткое время в «нелюди» или «дедов» (предки), которых нужно накормить (угощение). [2]
Л. Виноградова исследовала святочный фольклорный материал Полесья и пришла к интересным выводам, что в этом регионе сохранились древнейшие представления о переходе душ по «Калинову моточку, да через речку Смородину», что соответствует представлениям об проникновении усопших из мира мертвых в мир живых людей. [1]
Обновление мира позволяла людям запрограммировать стабильность и благополучие. Жизнь крестьян полностью зависела от плодородия земли и условий погоды, поэтому многие магические действия были связанны с культом плодородия. Так, обряд посевная, когда маленькие мальчики разбрасывали в каждом доме разные зерновые культуры, исполняя при этом песню поздравления хозяев с Новым годом.
Нужно отметить, что святочное время, шло формирование брачных пар, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельника моложёных вечеринок – супрядок и игрищ. От девушек требовалось правильное поведение на вечеринках, поскольку парням позволялось в это время немного «машкоровать» (свободно заигрывать с девушкой). [3]
Нарушение структуры Вселенной в понимании крестьян еще в XIX веке влияло движение времени. Время из линеарного (прошлое, настоящее, будущее), сливалось в единую точку (смешивалось), поэтому можно было заглянуть в грядущее. Таким образом, формировались традиция святочных гаданий. [3]
Наиболее распространены были подблюдные гадания. Гадали девушки, реже парни. Самое большое количество способов гаданий связанно с актуальным для девушек брачным возрастом – состояться замужество в новом году?
Использовались слушанье под чужими окнами (девушка стучала ложкой в окно: если отзовется голос мужчины- ведет замуж, голос женщины – «дома сидеть»). Популярно было гадание на счет зерна пшеницы или крупы (считали количество до и после курицы, которая его клевала). Если четное число, то замужество обеспеченно. [3]
Гадания всегда соприкосновение с иным миром. На гадающего человека, влияли потусторонние силы. В целях обеспечения защиты, гадающие использовали: «Власьев огарок», который хранили целый год (с 1 января прошлого года). Наиболее опасное гадание осуществлялось на перекрёстке (чертово место) или в одиночку в бане после полуночи. [2]
Считалось, что эти места напрямую связанны с загробным миром, поэтому гадание будет самым точным, но существовало поверье, что после такого гадания в человека вселялась нечисть и его сторонились до Пасхи.
Интересны обычаи святочных бесчинств. Молодёжь, в основном парни и молодые мужчины вечером собирались ватагами, ходили по деревни и «шуруканили», хулиганили. Наиболее вредным односельчанам могли подпереть двери избы или вымазать их навозом. Эти действия были практически санкционированы местным обществом только в период Святок. [2]
В течении всего периода кроме сочельника (6 января) молодежь взрослые собиралась в избе на игрища- супрядки. Вечером 5- 6 часов, девушки приходили в избу (арендованную на вечер), наводили порядок, приносили «уроки» (задание на вечер по рукоделию). Позже подтягивались молодые пары и люди средних лет. На супрядках пели и плясали. Ближе к полуночи врывались ряженные и устраивали игры, порою используя грубую лексику. Гуляние заканчивалось 4 – 5 утра. Завершали «крестом», когда все участники выстраивались по центру избы в форме креста (символически очищая пространство). [3]
В святочный цикл вошли христианские праздники- Рождество и Крещение. Рассмотрим более подробно историю и традиции этих праздников.
Нужно отметить, что до IV века Рождество Христово отмечалось церковью вместе с Богоявлением как единое событие появление Бога на земле в облике человека. Позже Рождество Христово было выделено как самостоятельный праздник. [3]
Празднование предшествовал сорокадневный пост. В канун Рождества совершается служба в царские часы (три, шесть, девять утра и в три часа дня). Во время церковных служб исполняются псалмы, отражающие тему Рождества Христова, тропари, посвященные празднику, а также литургия святому Василию Великому.
Кроме того, читаются ветхозаветные пророчества Михея о том, что Вифлеем станет местом рождения Христа. Наиболее значимая служба – всеночная, вовремя, которой исполнялся кондак, тропарь и совершался крестный ход.
В крестьянском быту подготовка к Рождеству велась накануне праздника. К рождественскому сочельнику тщательно прибирали избу и готовили угощение, напитки. Готовили баню, только женщины. В Сибири такая баня называлась «княжной». После бани доставали самую красивую одежду, желательно новую.
Ждали первой звезды – 12 часов и начинали трапезу после молитвы. Глава семьи зажигал свечу, закреплял её на каравае и отправлялся во двор за сеном приносил его в дом, стелил на лавку под иконами. Сено накрывали скатертью и приступали после молитвы к трапезе. Главное блюдо – кутья. Стол на сочельник был «голодны», т.е. постным. Еду и посуду не убирали до утра, верили, что придут «голодные» родители. Рано утром в день Рождества возжигали костры, чтобы «греть покойника». Дети и молодежь ходили по дворам славили Христа. В южнорусских губерниях устраивали вертепные представления. [3]
Крещение Господне (Богоявление). В этот день церковь вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна в Иордане. Второе название праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло явление трех лиц Бога- Отца, сына и Святого Духа. Первое празднование Богоявления произошло в Византии 360 г. Нужно отметить, что в католической церкви произошло отделение Рождества и Богоявления, а в греческой церкви они были слиты. [3]
С завершением Крещения Господа в понимании крестьян мир становился новым. Точка отсчета нового мира и года (надежды на качество жизни, счастья). Завершались Святки, поэтому ночь с 18 на 19 января характеризуется «разгулом» нечистой силы.
Таким образом, вполне понятны очистительные обряды (атопропейные), которые совершали люди. Тщательно отмывали избы, наносили мелом кресты, окропляли святой водой, пили святую воду всей семьёй, окропляли всех животных. [2]
По народным представлениям в Крещение открывались небеса. Происходит это в момент, когда Иисус Христос входит в реку. Праздничный стол был «голодным» и состоял из: кутьи, блинов, киселя.
В церкви совершали литургию и водоосвящение (крещенская вода), завершением службы был – Крестный ход- «хождение на Иордань». После Крещения начинался – мясоед (время свадеб).
На основании изученной литературы можно сделать следующие выводы:
- Святки имеют архаические корни и связаны с культом плодородия, культом предка и высших сил.
- Святки включают как языческие формы верований, так христианские традиции.
- Крестьянское понимание Святок имело больше прикладное значение, нежели религиозное (обеспечение урожая, смотрины невест, формирование новых брачных пар).
Список использованной литературы
- Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: генезис и типология колядования. /Л. Н. Виноградова — М. : «Наука» — 1994. с.125.
- Зеленин Д. К. Восточнославянская мифология /Д.К. Зеленин- М.:- 1994- с.186.
- Энциклопедия. Русский праздник: Праздники и обряды земледельческого народного календаря / О.Баранова, Т.А. Зимина и др. — СПб. : Искусство – СПб. 2001 – с.672.
Презентацию можно посмотреть, перейдя по ссылке