Общение: просто о сложном

В середине ноября 2025 года, по запросу школы №32, в 5-х и 8-х классах были проведены занятия, направленные на совершенствование навыков общения.

Успешное достижение личных и профессиональных целей, а также гармоничное повседневное взаимодействие невозможно без эффективной вербальной коммуникации.

Под вербальными средствами общения подразумеваются все формы передачи информации, где ключевую роль играет слово: устная и письменная речь, а также язык жестов. Это может быть диалог, дискуссия, деловая переписка или общение в мессенджерах.

Пятиклассники познакомились с особенностями вербальной и невербальной передачи информации. Несмотря на то, что дети интуитивно ощущают, что слова являются наиболее простым способом передачи информации (что подтверждается и научными данными), практическое упражнение «Письмо чукчи» продемонстрировало обратное. Уже со второго участника эксперимента наблюдались трудности в передаче исходного сообщения. Значительная часть информации оказалась утерянной или искаженной, а последний участник эксперимента был крайне удивлен тем, насколько сильно изменилось первоначальное сообщение, став практически противоположным.

Затем, ученики-наблюдатели помогли восстановить утерянную информацию и проанализировать причины возникших трудностей.

В результате были выработаны ключевые принципы эффективной передачи информации. Эти правила, несмотря на индивидуальные различия каждого, способствуют развитию вербальных способностей:

  • Фундаментальное правило – взаимное уважение. Необходимо сохранять самообладание и уважать как собственное достоинство, так и достоинство собеседника.
  • Открытость, гибкость и готовность к компромиссу значительно снижают уровень тревожности в процессе общения.
  • Корректность и этичность во всех аспектах: в формулировках, юморе, примерах и ссылках на источники.
  • Активное слушание. Это не просто молчание, а демонстрация заинтересованности: кивки, уточняющие вопросы, перефразирование сказанного для подтверждения понимания.
  • Эмпатия и понимание точки зрения другого. Попытка поставить себя на место собеседника помогает лучше понять его мотивы и чувства, что способствует более конструктивному диалогу.
  • Умение давать и принимать обратную связь. Конструктивная критика, высказанная тактично, и способность адекватно реагировать на замечания – важные составляющие здоровых отношений.
  • Адаптация стиля общения к аудитории. Понимание того, с кем именно происходит разговор, позволяет выбрать наиболее подходящий тон, лексику и уровень детализации.

Для учеников 8-х классов была организована игра «Кораблекрушение», направленная на развитие ключевых навыков: эффективного группового принятия решений, активного слушания и слаженной командной работы. 

Игра также способствует:

  • Формированию ценностных ориентиров: Помогает осознать, как выбирать модели поведения в конфликтных ситуациях.
  • Развитию самоанализа: Стимулирует участников к осмыслению своих действий и мыслей.
  • Укреплению коллектива: Способствует лучшему взаимопониманию, выявлению общих интересов и налаживанию продуктивного взаимодействия.

В рамках игры, участники оказались в экстремальной ситуации – крушение корабля, где им предстояло выбрать предметы для спасения на условных лодках. Процесс включал два этапа:

  • Индивидуальная оценка: Каждый участник ранжирует 15 предметов по их значимости (от наиболее до наименее полезного).
  • Коллективное решение: Группа совместно обсуждает ценность каждого предмета, стремясь прийти к единому списку приоритетов.

По итогам игры, ребята отмечают, что совместное обсуждение генерирует больше идей и эффективных решений, чем индивидуальная работа.

В играх приняли участие 70 школьников. По окончании они выразили готовность продолжить занятия в декабре. Педагогу-психологу Ярославцевой Любови Рюриковне удалось добиться того, что школьники получили заряд положительных эмоций и приобрели ценные навыки.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *